История мебели: Готический стиль
«Затем появились новые архитекторы, которые по образцу своих варварских народов возводили здания в том стиле, который мы называем готикой (dei Gotthi)»…
Готический стиль
Флорентийский историограф Джорджо Вазари (1511–1574) был первым, кто назвал архитектуру предшествующих веков «готической», подразумевая нордические племена, которые захватили Римскую империю в VI веке. Вазари описал «готический стиль как низший, особенно по сравнению с архитектурой его собственного времени, эпохи Возрождения. Готика давно избавилась от подобных уничижительных коннотаций, теперь она прочно ассоциируется с художественной формой, основанной на стрельчатой арке, которая возникла близ Парижа в середине XII века и распространилась по всей Европе, кое-где вплоть до XVI века.Готический стиль — важный этап развития новых типов мебели. Готика возродила столярное мастерство, технику резьбы, росписи и инкрустации. Произведения средневекового готического искусства, как и архитектура, проникнуты экспрессивностью форм и декоративной выразительностью. Интерьеры знати и богатых горожан оформлялись в соответствии с архитектурой каменных сооружений. Заблуждение полагать, что готический интерьер был мрачным и тяжелым: многие предметы мебели ярко раскрашивались и украшались позолотой. Мебель, созданная в эпоху Средневековья из дуба, если сохранилась, то дошла до нас темной из-за многовековой патины, в действительности эта мебель призвана была производить светлое и уютное впечатление.
Архитекторы северной Франции, а вскоре и всей Европы, соревновались в гонке за покорение высоты. Свод каждого нового собора стремился превзойти своды своих предшественников на несколько метров. Собору в Бове принадлежит видное место в истории готической архитектуры - он обладает самыми высокими готическими хорами в мире (48,50 м).
Возведение собора началось в 1225 году, а в 1284 году работа была прервана из-за обрушения некоторых сводов.
Эжен Виолле-ле-Дюк - архитектор, реставратор и идеолог неоготики - называл хоры собора в Бове «Парфеноном французской готики».
Масверк
Масверк — готический орнамент, основанный на сложном переплетении прямых и дугообразных линий. Разметка такого орнамента проводится с помощью линейки и циркуля.Рисунок масверка повторяет пересечения выступающих ребер каменных сводов готической архитектуры. Он заполняет стрельчатые арки, вимперги, сочетается с розами и розетками, трифолиями (трилистниками) и квадрифолиями (четырехлистниками).
Из архитектуры мотивы масверка переносили на резьбу по дереву: мебельные филенки и дверцы шкафов, спинки кресел и скамей церковных хоров. Принцип переноса архитектурных форм в миниатюру на изделия художественных ремесел характерен именно для готики и неоготики.
Стрельчатые арочные окна Констанцского собора в Германии


Готическая роза
Готическая роза или по нем. große rose — большая роза. В средневековой архитектуре стран Западной Европы готического периодов — большое круглое окно в центре западного фасада храма.“Готические розы создавались по единому канону, но несли в себе разные темы. Роза – один из древнейших образов божественной красоты и гармонии мироздания. Ее лепестки – это бесконечное множество миров, разворачивающихся из одного центра и создающих круг, идеальную, совершенную форму. Свет, который проникает через яркие витражные стёкла, означает божественное провидение. Созерцая витражи, человек отвлекается от материального, телесного, человеческого мира и «попадает» в духовный” С.О. Горбачевская
На фото: роза собора в Страсбурге

Мильфлер
Мильфлер ( фр. mille-fleurs — «тысяча цветов») — особый вид шпалер, характерный для периода поздней готики XV—XVI вв. с однотонным фоном, усеянным цветами или листьями. Предположительно, мильфлеры появились под влиянием французской традиции украшать маршрут процессии в день Праздника Тела Христова тканями со множеством, прикреплённых к ним живых цветов.На фото: шпалера из серии «Охота на единорога» является одним из самых красивых и сложных произведений искусства позднего Средневековья, которые сохранились. Роскошно сотканный из тонкой шерсти и шелка с серебряными и позолоченными нитями, гобелен ярко изображают сцены, связанные с охотой на неуловимого, магического единорога.
Франция, Нидерланды, ок. 1495-1505 гг.

Предметы культа
Форма этого серебряного кадила опирается на архитектурный словарь готики, имитируя структуру молельни или баптистерия. Фасад кадила состоит из восьми двойных окон, увенчанных четырехлистниками и ребристым фронтоном.Архитектурная задумка хорошо соответствует функции объекта, так высокие проемы пропускают воздух и способствуют благоуханию. Четыре цепи, продетые через каждую вторую башню, поддерживают сосуд.
Базель, Швейцария, до 1477 года, музей Метрополитен, Нью-Йорк

Мебель
В период готики возросло число находящихся в употреблении типов мебели, что свидетельствовало о развивающейся культуре быта. Основным видом мебели по-прежнему оставался сундук. Его формы породили ни один тип новой мебели, к примеру: буфет, креденцу, дрессуар.На фото: сундук c гербами, дуб, железо, начало XVI в. Франция. Метрополитен музей, Нью-Йорк
Движение готического возрождения (также называемое викторианской готикой или неоготикой) возникло в Британии в 1740-х годах и достигло своего пика в конце XIX века.
Мебель готического возрождения воплощала драматичную эстетику и идеализированное видение средневековой романтики.
Для мебели готического возрождения характерны стрельчатые арки, цветочные детали, геральдические мотивы, высокая резьба на фоне общей эклектики и заимствований из предыдущих стилей.
На фото: готическое виндзорское кресло из коллекции Музея Метрополитен в Нью Йорке. Благодаря своей заостренной арочной спинке и ажурным планкам с готическим узором эти кресла прекрасно отражают неоготический стиль, который вошел в моду в Англии в середине XVIII века.
КОНТАКТЫ
- Переулок Сивцев Вражек, 32
- info@priveresidence.ru
- +7 (980) 499-83-32