Музы художников: Франсиско Гойя и герцогиня Альба
Впрочем, Гойя сам всячески намекает на это.
Полное ее имя приводить слишком долго, ограничимся именем Мария, как ее называли в семье. И титулом – герцогиня Альба. Одна из самых богатых и знатных женщин Испании.
Гойя был, можно сказать, другом семьи. Написал портрет мужа. Но интересовала его явно Мария. Будем считать, как муза. Сначала портреты были чинные, все как положено.
А дальше возник портрет «Герцогиня Альба в черном». Сразу поясним: черный, ибо она была в трауре, муж умер внезапно и молодым.
Именно этим портретом Гойя вовсю нам доказывает: все сложно. У них действительно были сложные отношения, но Гойя нам про другое. На пальцах у Альбы два кольца, на одном написано Альба, на втором Гойя.
Только этого мало. Видите, она показывает рукой вниз, а там начертаны слова solo Goya. Только Гойя.
А еще рисунок, где она с распущенными волосами. Так можно изображать только женщину, с которой отношения слишком близки. Например, дружба.
Но и этого мало. Есть две знаменитые Махи, обе сейчас в мадридском Прадо. Одна в целом приличная, одетая. А вторая – совсем обнаженная. Когда избранные зрители увидели голую Маху, дружно воскликнули: «Это же герцогиня!».
Картина долго пряталась по частным собраниям, такое показывать было нельзя. Но действительно ли художнику позировала Мария или он написал модель, а лицо уже воссоздал по любимым чертам – вряд ли мы когда-то узнаем.
Гойя был страстен, но не особо красив. К тому же в пору дружбы с Марией он сильно болел. А поклонников вокруг нее хватало здоровых.
Но вот какая ирония. Жизнелюбивая герцогиня вскоре после Махи умрет, а болезненный Гойя переживет ее на четверть века.
КОНТАКТЫ
- Переулок Сивцев Вражек, 32
- info@priveresidence.ru
- +7 (980) 499-83-32