Стиль «шинуазри»: европейское переосмысление восточного искусства
Стиль возник в Европе в XVII веке, на пике моды на все экзотическое и загадочное, и стал символом утонченности, экзотики и роскоши. Особенно популярен был в эпоху Рококо и получил новое дыхание в ХХ веке с приходом ар-деко. Сегодня шинуазри вновь востребован в интерьере как способ придать пространству характер, глубину и утонченность.
Шинуазри — это не точная копия восточного декора, а его европейское прочтение. Здесь важны не столько подлинные традиции Китая, Японии или Индии, сколько романтическое и идеализированное представление о Востоке. В интерьере это проявляется в декоративных элементах: панно с птицами и цветущими ветвями, лаковые ширмы, фарфор, китайские вазы, шелковые обои, изогнутые формы мебели и фантастические пейзажи.
Обои в стиле шинуазри — это история, рассказанная на шелке. Цветущие сады, экзотические птицы, пейзажи, утонченные девушки в традиционных нарядах, сцены жизни и быта — мотивы, вдохновленные китайской живописью, переносятся на стены с особым вниманием к деталям.
«Китайщина» проникла в галантные интерьеры также через ширмы — предмет интерьера, который позволяет полностью перезонировать пространство, сделать его более камерным и интимным. Традиционные ширмы шинуазри — это всегда четное количество створок. Тончайшая фигурная резьба, роспись, шелк и инкрустации.
Характерная черта шинуазри — это использование лаков, особенно черного или красного, с глянцевой, почти зеркальной поверхностью. Такой лак не только придает мебели глубину и блеск, но и служит прекрасным фоном для тончайших росписей: сцен с пагодами, журавлями, драконами, экзотическими растениями и мифологическими сюжетами. Еще одна мебельная особенность — резьба. Ножки стульев, этажерок и туалетных столиков часто принимали форму лап животных и в тех или иных проявлениях можно было найти элементы ярусности пагод.
Китайский фарфор — изящная посуда, декоративные вазы, расписанные в лучших китайских традициях, статуэтки были настоящим показателем роскоши и аристократизма в домах знати в конце XVII – XVIII. Китайский фарфор стоил дорого — такие изделия были доступны лишь единицам. В моду вошли «колониальные» товары: чай, кофе и шоколад и появляется необходимая для чаепития посуда.
Хо-о — одно из самых почитаемых и священных животных в Японии и самая важная птица в японском пантеоне, символизирующая мир, счастье и процветание. Ее описывают как таинственное существо с клювом петуха, головой фазана, шеей змеи, спиной черепахи, ногами журавля и хвостом павлина. Ее изображения часто встречаются в декоре французского рококо и английского классицизма XVIII-XIX вв. В рамках стиля шинуазри она появляется в оформлении изысканных зеркальных рам и настенных консолей. Этот экзотический прием вносил оживление и модный восточный акцент в традиционные интерьеры тех времен.
В архитектуре шинуазри воплотился в «чайных домиках» или китайских павильонах, что сооружались во дворцово-парковых ансамблях по всей Европе: Китайская деревня при Дроттнингхолмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма, Большая пагода в Королевском ботаническом саду близ Лондона, Китайский домик в Потсдамском дворце Сан-Суси, Китайский Дворец в Ораниенбауме.
КОНТАКТЫ
- Переулок Сивцев Вражек, 32
- info@priveresidence.ru
- +7 (980) 499-83-32